“Голливуд на берегу Черного моря”
Ретроспектива украинского кино от Довженко-Центра на 10-м Одесском международном кинофестивале
В этом году на Одесском международном кинофестивале Довженко-Центр представляет фильмы-легенды от культовых режиссеров Одесской киностудии в специальной программе “Голливуд на берегу Черного моря”. Зрители познакомятся с кинолентами, которые изменили историю украинского и мирового кино. Ретроспектива приурочена к 100-летию Одесской киностудии
В программу вошли следующие картины: “Молчи, грусть, молчи” (1918, реж. Петр Чардынин), “Ягодка любви” (1926, реж. Александр Довженко), “Весна на Заречной улице” (1956, реж. Марлен Хуциев, Феликс Миронер), “Формула радуги” (1966, реж. Георгий Юнгвальд-Хилькевич), “Военно-полевой роман” (1983, реж. Петр Тодоровский) и “Настройщик” (2004, реж. Кира Муратова).
Одесса – не только место рождения украинского кино. Это еще и город, где всегда неустанно бурлила кинематографическая жизнь – от изобретения “кинескопа” Иосифом Тимченко в 1893 году до последних фильмов Киры Муратовой. В “Голливуде на берегу Черного моря”, как окрестил Одесскую киностудию писатель и редактор студии Юрий Яновский, снимались фильмы, которые становились незаурядными событиями в украинском, русском и мировом кино. Современная киностудия возникла на месте нескольких ателье на Французском бульваре, в которых играли еще звезды дореволюционного кино – Вера Холодная, Осип Рунич, Витольд Полонский.
Предыстория украинского советского кино, а именно ВУФКУ (Всеукраинского фотокиноуправления) началась в январе 1919-го в Харькове с образования вторым большевистским правительством Всеукраинского кинокомитета в структуре Народного комиссариата просвещения. Впрочем, именно в Одессе в 1920-х годах была основная съемочная база ВУФКУ, куда пришли работать как опытные мастера вроде Петра Чардынина и Бориса Завелева, так и молодые и смелые украинские культуртрегеры – Александр Довженко, Лесь Курбас, Иван Кавалеридзе, Даниил Демуцкий и другие. Уже в 1927 году Александр Довженко в “Сумке дипкурьера” обратился к “маринистике”, жанра, который до сих пор считается типичным для киностудии, потом тут же снял свои немые шедевры “Звенигора” и “Арсенал”.
Не меньший успех имела киностудия и в 1950-60-х годах. “После оккупации и сложных послевоенных лет, когда здесь лишь обслуживались производственные процессы других киностудий, Одесская киностудия, наконец, в 1953 году запустила собственное кинопроизводство. И один из первых послевоенных фильмов Одесской киностудии “Весна на Заречной улице” стал лидером всесоюзного проката – его посмотрели более 30 млн. зрителей”, – говорит куратор ретроспективы Анна Онуфриенко, киновед Довженко-Центра.
В Одессе получили свой первый шанс и пространство для экспериментов режиссеры, которые впоследствии стали культовыми – уже упомянутые Александр Довженко, Марлен Хуциев, Станислав Говорухин, Петр Тодоровский, Радомир Василевский, Александр Павловский и другие. Здесь развила свой уникальный абсурдистско-философский стиль и проработала почти всю жизнь Кира Муратова. 1960-е годы – это также расцвет фантастического жанра, в том числе и в украинском кино. Интересные формальные поиски заметны в фильме “Формула радуги” (1966) Одесской киностудии, который задал новое – социально-ироничное – направление развития советской кинофантастики. В это же время на киностудии тему Второй мировой войны и людей на войне разрабатывает Петр Тодоровский в своем дебютном фильме “Верность” (1965). Через двадцать лет именно его "Военно-полевой роман" (1983) первым из фильмов, снятых на украинских киностудиях, номинируют на “Оскар”.
Показы фильмов “Весна на Заречной улице” и “Настройщик” – это посвящения их режиссерам – Марлену Хуциеву и Кире Муратовой, недавно ушедшим из жизни. Уже традиционно несколько фильмов ретроспективы демонстрируются с кинопленки – в этом году это “Военно-полевой роман” и “Настройщик”.
Нет Ответов